Правильный водитель



 запомнить | регистрация | забыли?


Ещё из блогов

Новости проекта

Какой же русский не любит быстрой. Часть третья

О погодных условиях, дорожном покрытии и рельефе местности

Во второй части мы обсудили проблемы и сложности, которые подстерегают нас при выборе скорости, и начали разговор о тактике ее выбора. Мы разобрали самый важный критерий — скорость потока. Однако, помимо потока, на выбор скорости должны влиять такие факторы, как рельеф местности, состояние дорожного покрытия и погодные условия. О них мы и поговорим в третьей, заключительной, части.

 

 

Рельеф местности

 

Если поворот закрытый — сбрасываем скорость до тех пор, пока не увидим окончания поворота. После этого принимаем решение о выборе скорости для его прохождения. Если до начала поворота окончания так и не увидели, то принимаем решение о скорости движения на основе видимой части, прибавляя мысленно ей крутизны — подстраховка на случай, если поворот в невидимой части и в самом деле более крутой. Входим в поворот обязательно под постоянным газом. Тормозить в повороте категорически не рекомендуется — скорость должна быть сброшена до того, как начинаем поворачивать руль. Если дорога идет в гору, то стараемся держать газ так, чтобы обороты двигателя не падали и не увеличивались. На крутом подъеме для этого вполне возможно придется подоткнуть пониженную передачу. При выезде на перегиб старайтесь держаться максимально правее — вы не видите, что делается за перегибом, а там кто-то мог и не успеть завершить обгон. Если дорожка катится под горку, не старайтесь разогнаться побыстрее. По опыту, в конце спуска зачастую встречаются колдобины. С обгонами на спуске тоже нужно быть внимательным. Как показывает практика, тихоходы, которые ехали 60 км/ч под горку вдруг начинают ускоряться, тем самым затрудняя выполнение маневра.

 

В городе рельеф в большей своей части закрытый: обзору перекрестков мешают дома; припаркованные машины закрывают тротуары и пешеходов, пытающихся перейти улицу; ветви деревьев могут прятать дорожные знаки и светофоры. Поэтому тактика выбора скорости должна быть соответствующей: пока не уверен, что все видишь, не разгоняйся.

 

Отдельно хочу выделить такой сложный элемент, как движение во дворах. Во дворах нельзя ездить со скоростью больше 20 км/ч. И не потому, что «ПДД так сказало», а потому что в любой момент из подъезда может выскочить собачка, соскучившаяся по прогулке, и броситься вам наперерез. Ребенок, у которого укатился мячик, тоже вряд ли будет законопослушно сначала смотреть направо, потом налево. Тормозной путь со скорости 20 км/ч составит около 5 метров — вполне реально, чтобы остановиться. Но я не учитывал время, необходимое на обнаружение препятствия. А ведь за одну секунду машина проедет еще 5 метров.

 

Помимо тормозного пути, во дворах есть фактор, о котором мало кто задумывается: состояние пешехода, мимо которого проезжает машина. Максимально разрешенная во дворе скорость (20 км/ч) отличается от средней скорости пешехода (5 км/ч) в четыре раза. Представьте, что вы едете 60 кмч, а вас обгоняют на скорости 240 км/ч. Страшно? А пешеходу еще страшнее, ведь он не заключен в металлическую капсулу. Поэтому я рекомендую во дворах не превышать скорость в 10 км/ч.

 

 

Дорожное покрытие

 

Дорожное покрытие отечественных дорог — это мат, которым покрывают водители смесь кусков асфальта, ям, колдобин и канализационных люков. Даже там, где за состоянием полотна следят, колейность и общая неровность дороги — обычное дело. Поэтому на незнакомых трассах я рекомендую использовать тактику ведомого: пристраиваться в хвост машине с местными номерами и держать ее скорость, стараясь повторять его же траекторию движения. Если нет местной машины, можно взять в провожатые любую другую: по тому, как она будет резко тормозить, подпрыгивать и вилять вы сможете судить о состоянии дороги под его колесами. Желательно только увеличить дистанцию до нее, чтобы в случае дорожных неожиданностей успеть принять меры.

 

В незнакомых городах лучше всего двигаться с той же скоростью, что и весь поток — не зная особенностей движения в данном городе, легко стать помехой или спровоцировать аварийную ситуацию. На уже знакомом участке трассы можно выбирать скорость, исходя из своих предпочтений. Однако, чем более неровная трасса, тем сложнее на ней затормозить. Причем, если в экстренном режиме АБС будет помогать, то в режиме среднего замедления АБС может мешать. Дело в том, что при проезде ямы во время торможения, переднее колесо может на краткий миг «потерять опору» — в момент, когда колесо будет соскальзывать с ребра ямы в саму яму, сила трения, действующая на колесо, будет очень маленькой. Настолько маленькой, что колесо заблокируется. На краткий миг — до той поры, пока не скатится в яму. На машине без АБС это даже не почувствуется, а вот компьютер схватывает такую блокировку и дает команду «отпустить колесо». Но когда команда доходит до тормозного механизма, колесо уже катится. А механизм снижает тормозное усилие. Общая эффективность торможения заметно падает.

 

В первый раз, когда такое со мной произошло, я даже остановился и посмотрел, не въехал ли кто мне в зад — настолько сильно машина «прыгнула» вперед в этот момент разблокировки колес. Поэтому, на трассах которые имеют «рельефное» покрытие, я бы рекомендовал держать более низкую скорость, даже если подвеска позволяет двигаться быстрее.

 

 

Погодные условия 

 

Это существенный ограничитель скорости. Однако, часто недооценивают влияние погоды на процесс управления, а следовательно, и выбор скорости. Поэтому давайте поговорим отдельно про каждое погодное явление. Начнем с самого распространенного.

 

Дождь

 

 

Во время дождя за счет мокрой дороги увеличивается тормозной путь, снижается скорость безопасного выполнения маневров (например, «лосиного теста» — объезда внезапного препятствия), снижается видимость и обзорность (зачастую, за счет запотевших стекол). Мокрая дорога становится темнее, неровности, шероховатости и ямки сливаются с полотном, поэтому вероятность поймать яму колесом возрастает.

 

В городе люди одевают капюшоны и раскрывают зонты — все эти предметы сужают зону видимости, а значит, шансов, что пешеход не заметит ваш автомобиль становится больше.

 

Темные автомобили становятся плохо различимы в пелене дождя, а если хозяин такой машины еще и экономит на лампочках, то она становятся реальной угрозой, например, при выезде со двора или перестроениях.

 

В дождь опасны обгоны — обгоняемая машина может попасть в лужу и из под ее колес неожиданно устремится поток воды, который на секунду-другую полностью закроет обзор, несмотря на работающие «дворники». А грузовики имеют тенденцию поливать водой и грязью непрерывно, пока их не обгонишь.

 

Поэтому во время дождя стараемся двигаться со скоростью потока, прибегая к обгонам в случае очень уж острой нужды. Стараемся избегать рискованных обгонов, ведь дождь скрадывает расстояние до препятствия: встречный автомобиль кажется дальше, чем есть на самом деле; а свет фар, отраженный в каплях слепит, гораздо больше, чем в сухую погоду. Обгон старайтесь выполнить максимально быстро, минимизируя время нахождения обгоняемого авто рядом с вашим. Это снизит риск получения водного заряда из-под колес обгоняемой машины. Если обгон грозит превратиться в затяжной, то лучше откажитесь от него до более удобного случая.

 

Туман

В туман мало того, что снижается видимость, но еще и становятся малоэффективными штатные фары автомобиля. Расположенный высоко луч света многократно отражается в капельках воды и, скорее, слепит водителя, чем освещает путь. Расстояния в тумане кажутся намного больше, чем на самом деле, а определять скорость встречных и попутных машин очень сложно. Повышенная влажность создает благостные условия для запотевания стекол и, соответственно, для ограничения видимости. Вообще, видимость обочин и встречной полосы в тумане очень плохая. Специальные противотуманные фары освещают путь перед машиной, не охватывая пространство по сторонам.

 

В тумане лучшей тактикой движения является тактика ведомого, даже если дорога знакомая. Старайтесь держаться правого края дороги. При отсутствии разметки отслеживать траекторию движения лучше всего по тому месту, где асфальт переходит в грунтовую обочину. Обгоны рекомендую исключить вовсе: не заметить машину, отъезжающую от обочины или выезжающую с прилегающей дороги проще простого. Если вы двигаетесь в тумане без ведущего, то скорость движения должна быть такой, чтобы изгибы дороги не становились для вас неожиданностью.

 

Снег

 

 

Когда идет снег, то становится очень красиво. Снежинки играют искорками в свете фар, мир вокруг становится чистым, светлым и умиротворенным. И всем водителям я очень рекомендую во время снегопада становиться умиротворенными. Свежий снег очень легко забивает даже специальный широкий протектор зимней шины, поэтому управляемость автомобиля становится неуверенной. Любые действия — разгон, торможение, повороты — следует выполнять очень плавно, имея значительный запас по скорости. Нельзя одновременно поворачивать руль и нажимать на педаль тормоза: вероятность заноса возрастает многократно.

 

Повороты проходим под постоянным газом, сбрасывая скорость до начала поворота. Снег накрывает дорогу белым полотном, под которым перестают быть видны ямы, камни, швы и участки с голым льдом. Поэтому на трассе я рекомендую двигаться со скоростью потока, следя за поведением других автомобилей. Помните, что шипы никак не помогают на свежем, неукатанном снегу, поэтому не стоит лихачить, уповая на их разрекламированную цепкость.

 

Темное время суток

Ближний свет фар современного автомобиля позволяет увидеть человека в светлой одежде, стоящего на обочине, на расстоянии 75 — 80 метров. Дальний свет фар отодвигает границу обнаружения до 150 — 160 метров. Давайте вспомним длину тормозного пути автомобиля, которую мы рассчитали в первой части.

 

Таблица зависимости тормозного пути от скорости

 

Двигаться в темноте по трассе со скоростью выше 90 км/ч не рекомендуется. Увеличить скорость может помочь тактика ведомого — наблюдая за действиями впередиидущего автомобиля можно понимать, что происходит впереди. Однако, даже на знакомой трассе не следует превышать скорость потока более, чем на 20 — 30 км/ч. Темнота — суровое испытание для зрения водителя, его физического состояния и вестибулярной системы. Даже если вы себя чувствуете прекрасно, вероятность того, что другие водители устали, рассеяны или вообще засыпают, сильно возрастает. Перед обгоном старайтесь обращать внимание на адекватность поведения обгоняемого — равномерность и прямолинейность его движения. Если есть сомнения — посигнальте на безопасном расстоянии, возможно, водитель взбодрится и проснется. А значит, обгонять его станет безопаснее.

 

Есть два очень опасных пограничных периода. Они очень заметны летом. Это период перехода ото дня к ночи и от ночи ко дню. В эти периоды на земле уже сумерки, а вот небо еще очень светлое. Зрачок глаза, настраиваясь на самый яркий объект, сужается, как днем. При этом, дорога, даже подсвеченная фарами, становится очень темной. А значит, сложно определить ее состояние, вовремя заметить препятствие как на самой дороге, так и на обочине. В городе этот эффект нивелируется плотной застройкой и искусственным освещением, а на трассе проявляется во всей красе. Поэтому, в такие пограничные периоды я рекомендую не превышать скорость потока. Ведь затруднения испытывают все водители, а значит возрастает риск получить удар от машины, водитель которой решил резко объехать поздно замеченную ямку.

 

Ясный солнечный день

очень коварен. Он расслабляет своей жизнерадостностью, ослабляет внимание: светло, мол, все видно. Но все ли нам так хорошо видно в ясный солнечный день? Я стал замечать, что в солнечную погоду заметно больше аварий, когда кто-то догоняет впередиидущую машину. Я стал искать причины такой метаморфозы и обратил внимание на задние фонари. В них обязательно встраиваются катафоты — элементы, отражающие свет. Это является важным элементом безопасности: например, на машине, стоящей в темноте на обочине без габаритных огней, водитель обязательно увидит яркие звезды катафотов, как только на них попадет свет его фар. Вот только катафоты не научились еще отличать свет фар в темноте и солнечный свет. Они одинаково блестят что под тем, что под другим. Пробегитесь беглым взглядом по трем фотографиям и попробуйте сходу сказать, где у машины выключены фонари, где горят габаритные огни, а где стоп-сигналы.

 

 

 

 

Уверен, что вам пришлось рассмотреть фотографии, чтобы определить правильный ответ. Беглого взгляда было недостаточно, а ведь на дороге очень важно, чтобы водитель как можно раньше заметил начало торможения того, кто впереди. Яркие красные фонари предназначены именно для этого. Дополнительный стоп-сигнал, отчасти, смягчает ситуацию, но вот на должную реакцию при резко вспыхивающем красном свете рассчитывать не приходится: не вспыхивает он на солнце резко и ярко. Чтобы стало понятно, что проблема ненадуманная, приведу еще две фотографии:

 

 

 

Двигаясь ясным солнечным днем будьте готовы к тому, что машина перед вами начнет замедляться неожиданно, без явных на то признаков. Старайтесь держать в поле зрения именно дополнительный стоп-сигнал. Это важно не только при движении в потоке, но и когда вы идете с превышением скорости потока, догоняя очередного кандидата на обгон. Так же, в солнечный день могут возникнуть проблемы с перестроениями, если солнце четко светит сзади: за счет отражения солнца в зеркалах становятся не видны попутные машины, если они двигаются без ближнего света. Поэтому при выборе скорости я рекомендую исходить из плотности потока и состояния дороги. Если покрытие не требует периодических резких торможений, а плотность потока позволяет двигаться с небольшим количеством перестроений, то скорость можно держать на 40 — 60 км/ч выше скорости потока. Если поток плотный, а дорога двухполосная, то безопаснее ограничиться скоростью потока.

 

 

Заключение

 

Выбор скорости движения достаточно личный момент, если не сказать даже интимный, для каждого водителя. Скорость, как и манера вождения, зачастую связаны с характером водителя, его сиюминутным настроением. Однако, с опытом, влияние этих факторов все меньше и меньше сказывается на выборе скорости, уступая место факторам безопасности и рациональности. Это становится возможным из-за того, что расширяется набор знаний водителя. Для начинающих автомобилистов дорога — это книга, которую надо учиться читать.

 

Создавая это материал, я не ставил перед собой цель найти однозначные ответы или дать однозначные цифры. Я хочу, чтобы читатель научился видеть суть вещей, понимать причины запретов и ограничений. И делал уже личный осознанный выбор: ехать 160 км/ч или сбавить скорость до 90 км/ч. 

 

 

Йа наклейко

Какой же русский не любит быстрой. Часть вторая

Какой же русский не любит быстрой. Часть третья


 

 

Люди говорят

  • Фома Силыч

    Фома Силыч 11.09.2009 в 10:50 пишет

    >>В тумане лучшей тактикой движения является тактика ведомого, даже если дорога знакомая. Старайтесь держаться правого края дороги.<<

    Я стараюсь держаться ближе к центру дороги или к левой части своей полосы. Белорусскими ПДД предписано:"78. Если дорожными знаками запрещено движение велосипедистов, всадников и гужевых транспортных средств, водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части дороги (линии горизонтальной дорожной разметки 1.2, обозначающей край проезжей части дороги).

    Если такое запрещение отсутствует, то водители должны вести транспортное средство по возможности ближе к левому краю в пределах правой крайней полосы движения
    "

    И это требование ПДД наиболее адекватно рекомендует водителям избежать наезда на пешехода или велосипедиста в тумане.

  • Максим Никитин

    Максим Никитин 11.09.2009 в 11:11 пишет

    Интересно! А у нас в ПДД нет такой рекомендации. Я исходил из того факта, что двигаясь ближе к левой стороне дороги мы увеличиваем риск лобового столкновения. А вот про велосипедистов и пешеходов не подумал. В следующий раз, когда попаду в туман, обязательно постараюсь провести эксперимент и понять, на каком расстоянии можно заметить пешехода и на какой скорости остается шанс что-то сделать. Вполне возможно, что и впрямь, лучше двигаться слева.

  • Фома Силыч

    Фома Силыч 11.09.2009 в 11:29 пишет

    Безусловно все хорошо в пределах разумного. Выезд на встречную полосу допустить никак нельзя! Но и пешеходов тоже жалко. Так что компромисс придется искать самостоятельно.

  • Дмитрий Болашев

    Дмитрий Болашев 11.09.2009 в 19:19 пишет

    :) а не опасный эксперимент вы затеваете, Максим?

  • Avantgarde

    Avantgarde 11.09.2009 в 18:45 пишет

    Спасибо за серию интересных статей! Как начинающий водитель со стажем в 1,5 года вопрос выбора скорости лично для меня сейчас очень актуален.

Для того чтобы добавить свой комментарий, Вам необходимо авторизоваться, или зарегистрироваться