Правильный водитель



 запомнить | регистрация | забыли?


Ещё из блогов

Новости проекта

Какой же русский не любит быстрой. Часть первая

Гоголь бы наверняка добавил: «Эх, русский народец! Не любит умирать своей смертью.»

«Скажите, а вы соблюдаете скоростной режим?» — такой вопрос заставляет смущенно опускать глаза 99% людей, которые говорят о безопасности дорожного движения, апеллируя к личным примерам. И меня в том числе. Поэтому я первый заведу разговор о том, что такое скорость, почему в городе нужно ехать медленее, чем на трассе, и какая скорость на самом деле является безопасной.

 

Материал очень большой и требует неторопливого прочтения и осмысления. Поэтому я разбил его на части. В первой части мы поговорим о том, с чем для водителя должна быть связана скорость в первую очередь, на что влияет скорость, и почему скоростной режим в городе и на трассе должен отличаться.

 

Зачастую, мы оцениваем скорость исходя из позиции «чем быстрее еду — тем быстрее доеду», тем самым ставя уменьшение времени поездки над соображениями безопасности. Для грамотного водителя скорость должна быть, прежде всего, связана с понятием тормозного пути. Ведь чем быстрее мы едем, тем раньше мы должны заметить препятствие, чтобы успеть остановиться до него, а не в него. Давайте попробуем рассчитать тормозной путь и узнаем, какое расстояние проедет автомобиль, прежде чем начать эффективно тормозить. Формулу возьмем из действующего ныне ГОСТ Р 51709-2001:

 

Формула расчета тормозного пути

 

и адаптируем к реальным дорожным условиям, а именно введем t1. Итак, получившиеся величины:

 

V — начальная скорость автомобиля (в км/ч).

 

t1 — время реакции водителя. Экспериментально доказано, что среднее время реакции водителя составляет в среднем 1 секунду. Это время, за которое водитель успевает увидеть препятствие, оценить расстояние до него, принять решение (тормозить, а не объезжать) и перенести ногу на педаль тормоза. 1 секунда, заметьте, для не уставшего водителя, который в данный момент не отвлекся на магнитолу, беседу с пассажиром или «на попить», который едет в светлое время суток и препятствие хорошо различимо. ГОСТ это время не учитывает, так как предназначен для проверки тормозной системы, а нам нужно применить его к реальной дорожной обстановке.

 

t2 — время срабатывания тормозной системы. От момента нажатия на педаль тормоза до начала замедления автомобиля проходит не менее 0.2 секунды — это для полностью исправной тормозной системы современного легкового автомобиля. С неизношенными тормозными дисками и колодками, с нормально настроенным «колдуном» (устройством, распределяющее тормозное усилие между передними и задними колесами).

 

t3 — время нарастания замедления. При торможении есть максимальное замедление, которое зависит от состояния дорожного покрытия, резины, массы автомобиля и тормозной системы в целом. Оно индивидуально для каждого автомобиля, мы будем пользоваться усредненными значениями, но на любой машине от начала срабатывания тормозов до выхода на максимальное замедление проходит не менее 0,3 секунды.

 

j — установившееся замедление автомобиля при торможении. Измеряется в метрах, деленных на секунду в квадрате. Оно зависит от покрытия. Усредненным значением является 5,2 м/с2 — берем из ГОСТ, которым пользуются эксперты ГИБДД, восстанавливая начальную скорость авто при аварии. Только замечу, что в современном ГОСТ этот параметр рассчитан для сухого покрытия, а вот в его предшественнике ГОСТ 25478-91 было еще и значение для мокрого асфальта. Разница составляла примерно 27%. Воспользуемся этой разницей и получим замедление для мокрого асфальта: 3,8 м/с2. Итак, для сухого берем 5,2 м/с2, а для мокрого 3,8 м/с2.

 

Казалось бы, какая фигня — доли секунды — чего их высчитывать? А оказывается, эти доли секунды складываются во вполне реальные метры. До того момента, как машина начинает эффективно тормозить, она проедет (1 + 0.2 + (0.3 * 0.5)) * 16,6 = 22,4 метра при скорости 60 км/ч (16,6 метров в секунду), и (1 + 0.2 + (0.3 * 0.5)) * 25 = 33,7 метров при скорости 90 км/ч (25 метров в секунду). Разница составляет более 11 метров.

 

А теперь давайте рассчитаем полный тормозной путь до неподвижного препятствия на сухом асфальте.

 

 

Тормозной путь со скорости 60 км/ч составляет 49,1 метра

Тормозной путь со скорости 90 км/ч составляет 93,6 метра

 

Обратите внимание, на нелинейное изменение тормозного пути: скорость увеличили на 30 км/ч, а тормозной путь вырос на 44 метра. Для справки: при скорости 120 км/ч до начала эффективного торможения автомобиль проедет 45 метров, а полностью остановится через 151 метр. Скорость увеличили в два раза, а тормозной путь более чем в три. Ну, и чтобы картина была полной, я свел в таблицу размер тормозного пути для разных условий:

 

Таблица значений тормозного пути в зависимости от состояния асфальта 

 

Теперь, разобравшись, что такое скорость и имея на руках реальные цифры, давайте ответим на вопрос: а почему в городе скорость должна быть меньше, чем на трассе? Сначала вспоминаем про относительность на дороге: меры, которые мы принимаем, направлены на снижение вероятности попасть в неприятную ситуацию, но не убирают такую возможность вообще. Ровно, как и наоборот: небезопасные действия не обязательно приведут к плачевным последствиям. Какие опасности подстерегают нас в городе?

 

1. Вероятность появления на дороге человека намного выше в городе, чем на трассе. Кстати, помимо людей, в городах есть еще и собаки, кошки, куры, рядом с деревнями нередко пасутся козы и коровы. А они опаснее человека — даже если не сравнивать человека с животным по умственным характеристикам, то собака банально меньше человека.

 

2. Вероятность того, что кто-то будет поворачивать налево/направо в городе существенно выше, чем на трассе. Причем, это важно учитывать как для машин во встречном направлении, так и в попутном.

 

Уменьшение скорости в городе связано с желанием уменьшить вероятность попасть в аварию из-за пешехода, животного или неожиданно выехавшего/остановившегося автомобиля. Да, на трассе вероятность попасть в аварию из-за этих же факторов тоже существует, но она в разы меньше, чем в городе. Поэтому, снизив в городе скорость с 90 км/ч до 60 км/ч, я могу позволить старушке выпрыгнуть на дорогу на 44 метра ближе к моей машине — без плачевных последствий.

 

В заключение первой части я хочу вернуться к началу нашего разговора — к личным примерам. Так вот, в городе я реально езжу в диапазоне от 40 до 80 км/ч, не считая ТТК и МКАД. На пути «дом-работа» я давно выучил каждую улочку и знаю, где появление пешеходов вероятнее всего, а где живут стаи бродячих собак. В этих местах я реально снижаю скорость до 40 км/ч, особенно вечером на улице Гольянова (в сторону к набережной): солнце светит прямо в глаза, после работы и я уставший, и пешеходы, а на протяжении всей улицы 4 нерегулируемых «зебры», да припаркованные машины. А на некоторых улицах могу спокойно ехать 80, так как это промзона, огороженная с одной стороны забором, а с другой гаражами. И считаю такой режим движения безопасным в современных условиях.

 

Во второй части мы поговорим о вождении в темное время суток, в плохих погодных условиях. Попробуем выработать оптимальную тактику движения, чтобы получалась безопасно и быстро. Именно в таком порядке.

 

 

 

 

 

Люди говорят

  • Дмитрий

    Дмитрий 03.09.2009 в 14:07 пишет

    Картинки будут?

  • Максим Никитин

    Максим Никитин 03.09.2009 в 14:29 пишет

    Во второй и третьей части будут.

  • Дмитрий

    Дмитрий 03.09.2009 в 14:32 пишет

    Вроде как должны тут быть. Например формула.

  • Максим Никитин

    Максим Никитин 03.09.2009 в 14:34 пишет

    Хм, а я их вижу. Какой у Вас браузер?

  • Дмитрий

    Дмитрий 03.09.2009 в 15:44 пишет

    Firefox 3.0.11/Linux. Проблема оказалась не в браузере. Просто на корпоративном прокси закрыты социальные сети, в число коих входит LiveJornal. Поэтому вместо картинок дырки, ведь они берутся именно оттуда..

  • Наталья Малая

    Наталья Малая 03.09.2009 в 15:23 пишет

    Интересно. Всплыли воспоминания об учебе на математическом факультете:)

  • Андрей 79

    Андрей 79 03.09.2009 в 20:42 пишет

    Всем долголетия на дороге! Длин, ну, нельзя же быть таким умным! Нет, что б сказать - вот например забор! Скорсть такая то, на уровне три тысячи двести шестьдесят первой штакетины, увидели препятствие, при скорости в 60 км.ч. Среагировали на сто штакетин дальше, пока сработали тормоза, ещё штакетин двадцать, потом, через штакетин семдесят остановились... Так оно и понятнее. А то, была у меня тройка по математике, а зачто не помню...:)

  • Максим Никитин

    Максим Никитин 03.09.2009 в 23:18 пишет

    Желание читателей - закон для писателей :) Заборы я не строил, но, покопавшись в интернет, я понял, что в основном, одна палка штакетника по ширине 10 см, устанавливают их на расстоянии 5 см друг от друга. Значит, 1 метр - это 7 палок штакетника. Ну-с, приступим :)

    60 км/ч - через 150 штакетин начнется эффективное торможение, а до полной остановки проедете еще 178 палочек. Т.е. всего Вы проедете 328 штакетин.
    90 км/ч - 225 + 400 = 625 :)

    Если Юрий Краснов скажет среднюю ширину инспектора ГАИ, то можно будет посчитать, скольких лишних инспекторов Вы проедете до полной остановки, если будете ехать в городе со скоростью 120, а не с разрешенной 60 :)

  • Stinger

    Stinger 04.09.2009 в 02:33 пишет

    Прррстите, а сколько это будет в попугаях?)

  • Юрий Краснов

    Юрий Краснов 04.09.2009 в 10:43 пишет

    Тут зависит не от ширины инспектора, а от его реакции и наблюдательности.
    А вообще цифры нужны людям, чтобы понять важность, а чувсвовать, только читая статью не научишься.
    Поэтому скажу так: "Почитайте и задумайтесь".

  • Андрей 79

    Андрей 79 04.09.2009 в 14:38 пишет

    Всем долголетия на дороге! Спасибо, Максим! Я рад, счто среди нас нет любителей поддать, пришлось бы считать в бутылках... А вот мне интересно, тормоза придумали сразу с автомобилем, или после того, как на нём прокатились...:)?

  • Максим Никитин

    Максим Никитин 04.09.2009 в 16:54 пишет

    На самом деле, тормоза были даже у телег, что уж говорить о каретах и дилижансах. Правда, в основном, это была палка, которая упиралась в землю. Позже придумали тормозить ось или само колесо с помощью рычага и кожаных "колодок". На первых автомобилях реализовывался подобный способ. Плюс, переносились решения из железнодорожного транспорта. Например, барабанные тормоза пришли именно оттуда. Всерьез проблемой тормозов стали заниматься тогда, когда вес автомобиля перевалил за тонну, а скорости гражданских моделей за сотню. В 50-е годы "в массы" вышло дисковое устройство тормозов. Вот с этого момента можно говорить, что тормоза начали становиться надежными.

  • Андрей 79

    Андрей 79 04.09.2009 в 19:49 пишет

    Всем долголетия на дороге! На самом, деле про зарождение и развитие тормозных систем я немного знаю. Впрочем не так много, как хотелось, но знаю. И, что до гидравлического привода додумывались не так быстро - привод был механическим... А это я так пошутил - прикольно же, сначала изобрели автомобиль, поехали, а потом - на ходу - стали думать как его остановить...! Просил Дмитрия открыть страничку юмора и анекдотов, молчит, мот не до этого!

Для того чтобы добавить свой комментарий, Вам необходимо авторизоваться, или зарегистрироваться