Правильный водитель



 запомнить | регистрация | забыли?


Ещё из блогов

Новости проекта

Говорящая машина

Научись «читать» человека с его автомобиля

Кто-то мудро заметил, что автомобиль — это вторая оболочка человека, его «верхняя одежда». И точно так же, как одежда может многое рассказать о человеке, так и автомобиль несет большое количество информации о его обладателе.

 

Человек управляет автомобилем так же, как и живет. Раньше говорили: «Хочешь узнать, какой будет твоя жена через 20 лет — посмотри на ее мать». Сегодня женщинам можно предложить ответную формулу: «Хочешь узнать, кем действительно является твой избранник — прокатись с ним пару раз по дороге». Диплом психолога для этого совсем необязателен. Помните, что около 90 % информации человек получает с помощью зрения,  6% — с помощью слуха, а оставшиеся 4% — с помощью обоняния и осязания. Это значит, что весь инструментарий с вами.

 

Конечно, об избраннике — это шутка. Главное, для чего нам нужно и важно научиться считывать информацию о человеке с его автомобиля – наша собственная безопасность. Внимательность и проницательность могут уберечь нас от опасности, сохранить жизнь. Все-таки дорога — это очень серьезно.

 

 

Осматриваем машину

 

Для того, чтобы определить степень потенциальной опасности движущегося транспорта, достаточно нескольких секунд. Вот перечень «подсказок», предостерегающих, что по-отношению к данному объекту нужно быть трижды внимательным:

 

— Новые госномера

— Знак «Туфелька» на заднем стекле

— Знак «Дети в салоне»

— Многочисленные царапины и вмятины на боках

— Броские вызывающие наклейки

— «Шатающаяся» походка (водитель не держит полосу, «плавая» по дороге)

 

Помимо этого, внешний вид машины может сказать нам, насколько чистоплотен водитель. Казалось бы, какое отношение чистоплотность имеет к безопасности. На мой взгляд, самое непосредственное. У водителя-неряхи, скорее всего, такой дефицит времени, что до своевременной замены масла, заправки бочка стеклоочистителей, техосмотров и прочих важных процедур тоже руки не доходят. И руль у него, скорее всего, липкий и скользкий от только что съеденного пирожка. А это тоже затрудняет управление.

 

Машины, начищенные до лоска, лично меня тоже немножко настораживают. «Что занадто, то не здрово», — справедливо замечают соседи поляки. У таких педантов все настолько квадратно и правильно, что малейшее отклонение от канона вводит их в ступор. Такие люди часто теряются в нестандартных ситуациях, коих на дорогах пруд пруди, а значит тоже потенциально опасны. Безусловно, исключение составляют те, кто только что выехал с мойки. Присмотритесь — тех выдают капельки воды на крыше и боковых дверях.

 

Еще одно наблюдение. Люди на дорогих авто как правило очень заносчивы, достаточно агрессивны и бескомпромиссны. Их отличает жесткий стиль вождения, они часто куда-то спешат, а, следовательно, достаточно много рискуют на дороге. Подобный характер обусловлен их социальной принадлежностью к бизнес-элите. А там, как вы знаете, свои правила.  Если в ваши планы не входят экстремальные гонки на выживание, уступите дорогу — выйдет дешевле.

 

 

Наблюдаем за стилем вождения

 

Один известный психолог Эрик Берн, автор книги «Игры, в которые играют люди, и люди, которые играют в игры» точно подметил, что внутри нас живет сразу три человека — Ребенок, Взрослый и Родитель. И в зависимости от того, кто из них доминирует в определенный момент, то поведение мы и демонстрируем.

 

Водитель-Ребенок очень импульсивен и чувствителен. Он легко теряет самообладание. Стоит ему увидеть желтый свет, он с силой давит на газ, чтобы не дай бог не застрять на красном. У него всего две эмоции – искрящаяся радость или праведный гнев. Его легко рассердить, и тогда он с удовольствием начнет вымещать свое раздражение на других участниках движения. Это он высовывается из окна с бордовым лицом, шумно ругается и брызгает слюной. Боится ГАИшников, снижая скорость при их виде, но тут же резво давит в пол, как только опасность миновала. Ребенок — водитель, попавший в ДТП, не осознает своей вины, считая виноватыми всех остальных.  

 

Водитель-Родитель знает Правила дорожного движения назубок. Это его настольная книга. Один из ее экземпляров непременно лежит в бардачке. Родитель часто достает ее, если выпадает свободная минутка, и штудирует материал. Водитель-Родитель все раскладывает «по полочкам», а если находит в Правилах нестыковки, то очень этим озадачивается. Он требователен к себе, а особенно к другим участникам движения. Готов долго и нудно воспитывать провинившегося, цитировать буквы закона и помахивать при этом пальцем. Свои промахи, которые случаются крайне редко, переживает тяжело. На дороге педантичен — сказано 40, значит 40. И не важно, что этот знак просто забыли убрать дорожные службы после давно сделанного ремонта.

 

Водитель-Взрослый приятен на дорогах. Он не поддается эмоциям, всегда сохраняет трезвый ум, четко следуя цели. Способен быстро оценить сложившуюся ситуацию и достичь результата с наименьшими затратами. Правила дорожного движения для него не цель, а средство, с помощью которого он организует свое участие в дорожном движении. Водитель-Взрослых легко нарушает правила, если считает, что в данной ситуации это нормально. Он терпим к ошибкам другим. Зато терпеть не может бестолковых водителей, которые нарушают его прогнозы. В беседах с инспекторами спокоен, с наказанием соглашается, в споры не вступает. Часто слишком самоуверен, отчего и попадает в ДТП.

 

Из описанных типов очевидно, что самым опасным поведением является детское, а граница разумного пролегает где-то между «Взрослым» и «Родителем». 

 

Переключать эти состояния при помощи внутреннего тумблера может каждый водитель.

 

Что касается взаимодействия на дороге, то здесь важно помнить одно: все мы очень разные. Кто-то демонстрирует независимость, кто-то отчаянно стремится к острым ощущениям, щекоча себе и другим нервы, кто-то слишком флегматичен и спокоен, кто-то постоянно тестирует возможности своего автомобиля, выжимая из него максимум. Изменить или как-то повлиять на другого, находящегося за рулем, практически невозможно.  Важно не вступать в конфликт с другим участником движения, не пытаться его наказать, перевоспитать или отомстить. Другого надо принимать, понимать и даже иногда жалеть. А еще лучше — разобраться в себе, понять свои истинные мотивы и желания. Научившись управлять собой, ты сможешь по-иному управлять автомобилем.  Только тот, кто осознает свое отношение к вождению, глубоко понимает опасности с ним связанные. Прав все-таки был Акунин, когда написал в одной из своих книг, что если присмотреться по-внимательнее, то вполне может оказаться, что весь мир создан только для тебя.

 

 

 

 

 

Люди говорят

  • Lena

    Lena 12.08.2009 в 17:19 пишет

    Эко Вы Берна с его трансакционными теориями на свой лад перелатали, ему такое наверное и не снилось!!! Но если не dлезать в детали то получилось забавно :))

  • Наталья Малая

    Наталья Малая 18.08.2009 в 12:19 пишет

    Мнение психолога: Если к Берну присмотреться повнимательнее, то можно обнаружить, что ребенок бывает гармоничным и зависимым, родитель - заботливым, контролирующим и доминирующим, а взрослый - зрелым и незрелым. В этом случае граница разумного, имхо, несколько смещается:)
    Акунин чертовски прав, только ох как это трудно (из опыта практикующего психолога) - разобраться в себе, а тем более научиться собой управлять. С другой стороны, если мир создан для тебя - возможно всё:)

Для того чтобы добавить свой комментарий, Вам необходимо авторизоваться, или зарегистрироваться