Правильный водитель



 запомнить | регистрация | забыли?


Ещё из блогов

Новости проекта

Нарушители на двух колёсах. Что с ними делать?

Зайдя в очередной раз на портал 60.by почитать  «а что же там новенького?», наткнулся на заметку «Беспечные ангелы» — размышления о байкерах. Автор поднимает проблему поведения мотоциклистов на дороге и взывает к её решению, не скрывая своих эмоций по этому поводу. А «комментаторы», значит, предлагают свои варианты решений, которые поразили меня до глубины души своей однобокостью и абсурдностью:

 


.. «Запретить эксплуатацию мотоциклов в городах, а лучше вообще везде, кроме специальных автодромов»
..«Запретить движение на мотоциклах в темное время суток»
и совсем уж из ряда вон «Байкер сможет рассчитаться, за причинное зло... собственной печенью, сердцем, почками, легкими...»

 
Самому мне эта тема близка не только понаслышке: сам я мотоциклист. Поэтому попробую как-то донести до читателей 60.by свое видение проблемы и способы её решения, так сказать, изнутри.

Начну, пожалуй, с перечисления очевидных фактов о мотоциклах, про которые большинство участников дорожного движения наверняка знает, но в нужный момент забывает:

 


— За рулём мотоцикла сидят такие же живые люди, как и за рулём любого другого транспортного средства. Со всеми вытекающими последствиями: среди них, как и среди других участников ДД, есть какой-то процент недисциплинированных, какой-то процент аккуратных, а какой-то процент идиотов. Водители мотоциклов — это такой же разнородный срез общества, как и водители автомобилей.

 


— За единичными исключениями, у каждого городского мотоциклиста есть личный автомобиль и права категории «В», и скорее всего даже имеется неплохой опыт вождения транспортных средств категории «В». Ему известны все проблемы водителей авто.

 


— Последствия ДТП для водителя мотоцикла гораздо более серьёзны, чем для водителей авто.

 


— Мотоциклист сам сделал свой выбор и осознаёт (пускай иногда и по-своему) последствия этого выбора.
И всё-таки есть особенности. В отличии от автомобиля, который у нас в стране давно перестал быть роскошью, мотоциклы в качестве утилитарной техники у нас как-то не прижились (желающие сэкономить на бензине и не стоять в пробках скорее выберут скутер: дешево и прав не нужно). Потому мотоциклисты — это люди, прошедшие через некоторое сито: они нашли в себе желание открыть категорию «А», накопить (совсем не мало) денег на мотоцикл, и не продать его сразу после первого падения (а все мотоциклисты рано или поздно падают). Случайные люди в этой среде долго не задерживаются: мало купить мотоцикл, нужно ещё и научиться на нём ездить. А мощный мотоцикл не простит вам ни малейшей ошибки.

 


Всё выше изложенное призвано донести, что мотоциклисты вполне достойны того, чтобы к ним относились как к равноправным участникам дорожного движения. И что сам по себе мотоцикл не создаёт опасностей для дорожного движения. Их создаёт безответственный водитель мотоцикла. А потому и все усилия по наведению порядка на дорогах нужно направлять именно на таких водителей, а не на транспортные средства, на которых эти водители предпочитают передвигаться.

 

А теперь я предлагаю пройтись по возможным мерам воздействия на нерадивых мотоциклистов.

В целом эти меры одинаковы для всех участников движения, и изобретать чего-то нового не стоит. Просто есть некоторые особенности, которые я и перечислю.


Первый, и уже набивший оскомину вопрос — получение прав на вождение мотоцикла. Относительно Беларуси этот вопрос застыл где-то в середине 20-го века, когда мотоциклы были популярны исключительно из-за недоступности автомобилей и их мощность была от 7 до 25л.с. Практический экзамен представляет собой проезд на площадке на мотоцикле «Минск»  (10 л.с.) элементов «восьмёрка» и «колейная доска». И хотя сделать это без подготовки не так и просто (сдают этот экзамен в основном с 3-5-го раза, так по настоящему и не умея проезжать «восьмёрку»), совершенно очевидно, что этого не достаточно, чтобы сразу сесть на 150-сильный спортбайк с разгоном до 100км/ч за 3 сек.


Правда на горизонте замаячили перемены: с первого февраля 2011 года Беларусь переходит на водительские удостоверения общеевропейского образца, где категория А получит три ипостаси: АМ(скутера и мопеды по 50куб.см.), А1 и А. Что значат эти буквы и каков будет способ получения этих категорий, пока неизвестно (к сожалению).


Зато в странах Европы подобное разбиение известно давно: за руль мощного мотоцикла там можно сесть только отъездив пару лет на мотоцикле категории А1 (малой мощности), а потом сдав экзамен на более высокую категорию. Экзамен в том числе включает в себя выезд в город. Имеются и возрастные ограничения. Например в Литве категорию А1 можно получить в 16 лет, а  категорию А — отъездив 2 года с А1 или после исполнения 21 года. Вполне понятно, что такой подход позволяет остудить горячие головы, которые решили поиметь в гараже красивый спортбайк для повышения своего статуса среди друзей.
Я надеюсь, что с вводом новых категорий в правах появится хотя бы пара мотошкол. Ведь пока всё, что доступно белорусскому мотоциклисту - это учиться на собственных ошибках, на собственном мотоцикле и на дорогах общего пользования.

 

Для любителей погонять стоило бы наконец построить хоть один нормальный мото-трек, где было бы возможно утолить свою жажду к скорости и острым ощущениям. Удовольствие дорогое, но не думаю что пользы от трека было бы меньше, чем от очередного ледового дворца.


Вполне разумными мне кажутся и экономические регуляторы: обложить мощные мотоциклы дополнительным сбором. У нас есть робкая попытка такого регулирования: договор обязательного страхования резко повышает тариф для мотоциклов с объёмом выше 750 суб.см. Но во-первых сюда несправедливо подпадают так называемые  «чопперы», которые имеют большой объём, но при этом совершенно безобидную максимальную скорость. Во-вторых этот коэффициент совершенно не бьёт по карману покупателей дорогих игрушек.


Большинство мотоциклов известных марок, ориентированные на повседневную езду, имеют мощность до 100л.с. Эта цифра и могла бы стать тем порогом, выше которого за каждую лошадиную силу можно взимать ощутимый налог.


Со вступлением в силу Таможенного союза ситуация так же изменилась, как мне кажется, не в лучшую сторону. Основным способом обзавестись приличным аппаратом для белоруса является покупка б/у аппарата из Европы. До вступления в Таможенный союз действовал тариф, при котором «растаможки» зависела от года выпуска и объёма двигателя мотоцикла (мотоциклы старше 10 лет покупать было нецелесообразно).


По новым правилам мотоциклы стали «растамаживаться» по формуле «44% от таможенной стоимости». При таком подходе многие мотоциклисты выбирают старый, но зато более мощный мотоцикл.


И ещё один минус такого подхода я не могу не упомянуть: стало выгодно привозить из-за рубежа разбитый хлам (он дешевый — растаможка маленькая), и в гараже на коленке его восстанавливать. Хорошего в стимулировании такого подхода к формированию моторынка страны я не вижу ничего. Выглядит оправданным вернуть тариф, который позволил бы недорого таможить свежие мотоциклы средней кубатуры, и облагал бы повышеной пошлиной (раз уж без пошлин на дорогие вещи нельзя обойтись) высококубатурные (а лучше — высокомощные) мотоциклы.

 

Помимо экономических регуляторов, следует обратить внимание и на социальные.

Социальная реклама, призванная пропагандировать уважительное отношение к двухколёсному транспорту, в Беларуси отсутствует. А вот интернет полон примеров социальной качественной рекламы из европейских стран. Это ролики с призывом быть более внимательным к менее заметным участникам дорожного движения, а так же ролики, призывающие мотоциклистов быть более ответственными. Как минимум в начале мотосезона стоило бы и у нас по ТВ, радио и на стендах города проводить подобные рекламные компании.


Мотоциклистам пищу для размышления могли бы давать периодические отчёты ГАИ о количестве, причинах и последствиях ДТП с участием мотоциклистов. Сегодня взять эту информацию из открытых источников в удобном для анализа виде достаточно проблематично, хотя очевидно, что такая информация у ГАИ имеется.

 

А теперь о некоторых положительных шагах:

На днях вступили в силу новые штрафы за некоторые виды нарушений. Среди прочего повышен штраф за езду без шлема и в не застёгнутом шлеме. Правильный шаг, и я даже не знаю как это можно комментировать.


Введение видеофиксации так же отличный инструмент, который позволит в будущем (когда камер станет побольше) не гоняться лишний раз за нарушителем. Ведь 90% претензий к байкерам — это как раз несоблюдение скоростного режима. Тут хочется только пожелать, чтобы ребят с нечитаемым номером также настигал принцип неотвратимости наказания.


Деятельность мотоклубов в Беларуси я готов охарактеризовать только с положительной стороны. Действительно, они заинтересованы поддерживать хорошие отношения с ГАИ и вполне серьёзно ратуют за имидж байкера в глазах общественности. Часто мотоклубы организуют совместные с ГАИ мероприятия, которые привлекают большое количество любопытного народу, и ставят своей задачей пропаганду безопасного поведения на дорогах.

 

Ну и в конце заметки добавлю такую ремарку: в Европе двухколёсный транспорт составляет 10% от всего дорожного трафика. Это прекрасный способ разгрузить парковки и раскупорить пробки, а так же улучшить экологию (расход скутера и малокубатурного мотоцикла в городе составляет 2-4 литра на 100 км.), и, как мне кажется, наше государство должно уделить популяризации этого вида транспорта и его безопасности должное внимание. Пока же создаётся впечатление, что на высоком уровне мотоциклами никто особо не занимается, а потому какого-то комплексного подхода в этом вопросе нет. Все положительные и отрицательные моменты — это скорее побочный эффект от лекарств для лечения других проблем.


Спасибо за внимание! С удовольствием выслушаю ваши замечания и вопросы.

 

 

Как не убить мотоциклиста

Нарушители на двух колёсах. Что с ними делать?


 

 

Люди говорят

  • Anax

    Anax 01.02.2011 в 00:38 пишет

    В тему про социальную рекламу, не только на автомобильную тематику: у нас сейчас начинают проявляться какие-то положительные изменения в этом виде рекламы, но в целом уровень социалки и креатива в ней ниже плинтуса.

  • Фома Силыч

    Фома Силыч 01.02.2011 в 13:05 пишет

    Хмм... хорошая статья, взвешенный и трезвый взгляд на вещи. Если бы все владельцы мотоциклов независимо от мощности точно также осознавали бы отраженные тут моменты, то и проблемы бы как таковой с мотоциклистами бы не было. Но видимо надо пройти через сито естественного отбора. Думаю, что автору это удалось, тогда как множество его коллег по двум колесам этого сделать не удалось. Не всем удается совладать с искушением той мощи и маневренности который может дать мотоцикл. Поверьте, я не против мотоцикла как вида транспорта. Но то как ведут себя мотоциклисты на дороге порой сильно удручает. Да водители 4-х колесных агрегатов далеко не ангелы, но откровенных хулиганов гораздо меньше, сравнивая с 2-х колесными владельцами в пропорциональном выражении.

  • Varjat

    Varjat 02.02.2011 в 12:01 пишет

    Спасибо за взвешеный и трезвый отзыв :)
    Кстати, в следующем своём "репортаже" я попробую развеять некоторые мифы о мотоциклах, в том числе и о маневренности мотоциклов по сравнению с автомобилем...

Для того чтобы добавить свой комментарий, Вам необходимо авторизоваться, или зарегистрироваться