Правильный водитель



 запомнить | регистрация | забыли?


Ещё из блогов

Новости проекта

О роли света в стандартах дорожного интерфейса.

Когда слишком темно — кто виноват?

Взаимодействие водителя автомобиля с дорожной средой очень важно хотя бы по той причине, что 90 % информации о внешнем мире человек получает при помощи зрения. В этих 90 % — правильное восприятие поверхности дороги и ее границ, зон слияния и пересечения дорог, направления движения и возможных препятствий, расположения участников движения и их перемещений. Не случайно новость о включении уличного освещения на 15 минут раньше получила такой отклик на форумах. Казалось бы, да будет свет — проблема аварийности решится: жизнь человека бесценна, ее нельзя приравнивать к стоимости освещения города. Но все ли так однозначно?

 

 

Светлая безопасность

 

Благодаря своевременному и современному наружному искусственному освещению дорог общее количество ДТП может быть уменьшено на 30 %, а число происшествий на дорогах государственного значения и в зонах особой опасности (например, на перекрестках) — на 45 %. Такие результаты показывает исследование Международной комиссии по освещению, обобщая выводы, полученные в результате экспериментов по взаимосвязи наружного уличного освещения и аварийности на дорогах. Неумолимая белорусская статистика — максимальное количество погибших в ДТП приходится на будние дни (вторник—пятница) осенних месяцев, и это десятилетняя тенденция — пик аварийности в темное время суток октября-ноября.

 

С точки зрения безопасности качественное уличное освещение способствует лучшему восприятию пространства. Пешеходы чувствуют себя безопаснее и комфортнее, глазу водителя требуется меньше время на адаптацию, так как нет резких изменений яркости. Переадаптация от темноты к свету занимает считанные секунды, в то время как обратный процесс может занять несколько минут.

 

Именно поэтому так опасно появление в поле зрения слепящих источников света — в темное время суток в аварию попадают люди, приближающиеся к автомобилю слева, так как они почти невидимы в контрасте света фар встречного автомобиля. Водители наиболее эффективно различают пешеходов, когда те предстают в качестве светлых объектов на темном фоне. Темные пятна, возникающие при частичном выключении освещения, поочередном включении фонарей, в свою очередь маскируют препятствия и опасные зоны, предметы на обочинах. Чем выше потенциальная аварийность на данном участке дороги в темное время суток, тем больше требуется искусственного наружного света.

 

 

Замена Солнца

 

В нормативных документах регламентируются такие параметры освещения — величина освещенности, показатель дискомфорта (ослепленности), общий индекс цветопередачи и коэффициент пульсаций освещенности. Количественными характеристиками являются яркость и освещенность (горизонтальная, вертикальная, полуцилиндрическая). Качество наружного освещения характеризуется ослепленностью, неравномерностью распределения яркости или освещенности на дорожных покрытиях, на фасадах, на витринах и рекламных панелях.

 

Для уличного освещения и дорог с автомобильным движением нормируется яркость дорожного покрытия в направлении линии зрения водителей, а в остальных случаях — горизонтальная освещенность. Предусмотрены также требования к равномерности распределения нормируемых характеристик (в ряде случаев) к вертикальной и средней полуцилиндрической освещенности. СТБ 1291-2001 «Дороги автомобильные и улицы» четко прописывает требования к наружному освещению, техническому состоянию осветительных приборов и установок.

 

Простым языком говоря, кроме фонарей в освещении дорожного движения принимают участие яркость дорожного покрытия, светотехнические параметры дорожной разметки, отражатели, светофоры, сигнальные столбики и маяки, дорожные знаки с световозвращающей поверхностью, дорожные знаки с внутренним освещением. Добавьте в картинку фликеры пешеходов, исправные фары автомобилей, архитектурное освещение, рекламные табло. Немало, правда? Так почему же не всегда работает простая формула предотвращения ДТП — видеть и быть увиденным?

 

 

Стандарты ЖКХ

 

Согласно государственным социальным стандартам в области жилищно-коммунального хозяйства удельный вес освещенных улиц должен составлять не менее 80 %, удельный вес улиц с усовершенствованным покрытием — не менее 60 %. Проблемы с выполнением этих двух нормативов затрагивают все регионы республики. «Нам не нужны фликеры, если улицы хорошо освещены» — доля правды в этой шутке достигает более 93 % только в столице (согласно данным Мингорисполкома).

 

Но ни полное соответствие нормативу, ни график включения и выключения уличного освещения, разработанный на основании данных Республиканского Гидрометеорологического центра и «Указаний по эксплуатации установок наружного освещения городов, поселков и сельских населенных пунктов» не решают проблему в комплексе. Основой определения времени включения и выключения наружного освещения является световой календарь, разработанный с учетом географических координат месторасположения того или иного населенного пункта, то есть времени восхода и захода солнца. Программа включения наружного освещения работает автоматически, и только погодные условия могут повлиять на более ранний срок включения уличного освещения.

 

С усовершенствованным покрытием улиц тоже не все просто. По мнению председателя Правления Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте (БАЭС) Юрия Важника, капремонт дорог не улучшил ситуацию, а в среднем спровоцировал увеличение количества погибших и раненых. Потому что на отремонтированной гладкой дороге сразу увеличиваются скорости движения, ехать приятнее, а последствия — тяжелее. Пока городские дорожники не начнут учитывать интересы ГАИ и потенциальных дорожных жертв, непродуманный капремонт пользы не принесет.

 

 

Наука экономия

 

Нарекания на ГАИ в вопросах освещения автодорог и улиц неуместны хотя бы потому, что речь идет о муниципальных расходах, решение по которым принимают вышестоящие структуры. И в последнее время эти решения направлены на экономию. Энергосберегающие стремления городских властей стали причиной, например, сокращения освещенности МКАД на треть после полуночи. Благодаря этому «около Br 1 млрд. будет сэкономлено в 2009 г.», при этом «никаких жалоб или нареканий со стороны дорожных служб либо со стороны ГАИ за это время получено не было», — сообщали новостные агентства. И это не единственная мера контроля и управления городским освещением.

 

Согласно прогнозу генерального директора компании Philips «Световые решения» в России, Белоруссии, на Украине, Кавказе и в Центральной Азии Владимира Габриэляна, каждый год стоимость электроэнергии будет возрастать на 15-20 %. В таких условиях только полная модернизация осветительных систем позволит уменьшить затраты на электроэнергию и ее потребление при одновременном улучшении качества освещения. На практике это реализуется внедрением автоматизированных система мониторинга параметров системы освещения.  Усилители мощности, контроллеры и GSМ-модемы позволяют оперативно реагировать на ситуацию. Например, в вечерние часы пик световой поток за счет увеличения мощности увеличивается, а после полуночи автоматически уменьшается. Регулировка режимов светового потока осуществляется в соответствии со световым календарем города.

 

Такие меры можно смело отнести к решениям, которые «управляют светом» по принципу функционального освещения улиц и автодорог. В скором времени нас ожидает новое освещение, направленное на повышение безопасности на улицах и дорогах. Вариации светильников с плоским стеклом позволяют снизить слепящий эффект для водителей, пешеходов и жителей ближайших домов. Лампы, которые включаются, только когда система фиксирует движение, позволяют сэкономить дополнительно 30 % энергии. Успешные эксперименты по применению светодиодов, солярных модулей, световых пленок, способных превращать до 98 % энергии в свет, микроплазмы, светоизлучающей керамики и микроволновых преобразователей вообще перевернуть наше представление об источниках света.

 

 

Самопоясняющие дороги

 

Все это чудесно, информативно и познавательно, скажет читатель. Но польза простому-то автомобилисту в чем? Опять выпучивать глаза на дорогу? Не поверите, но именно к этому все и идет. J Все, о чем говорилось выше, — автоматизация освещения, соблюдение стандартов и нормативов, экономичные лампы, а также «лежачие полицейские», световые табло, световозвращающие знаки, красно-белая разметка переходов, — это шаги к самопоясняющим дорогам. Этот вывод может показаться нелогичным, так как разговор до сих пор шел о взаимосвязи недостаточной освещенности и аварий в темное время суток. Дело в том, что рассчитывать на достаточную освещенность не стоит. Перспектива энергосберегающих технологий слишком реально прописана в законодательных актах страны на самом высоком уровне. Согласитесь, это компетенция энергетиков, но не ГАИ. Поэтому посмотрите на действия автоинспекции с другой стороны.

 

Все нововведения так или иначе вписываются в систему улучшения инфрастуктуры и создания безопасных дорог, на которых водители ясно опознают тип дороги и представляют, как приспособить свою скорость к местным условиям. Каждая дорога должна иметь ясно обозначенную функцию: подъезд, распределение или поточное движение. Для каждой из этих функций существует соответствующая надлежащая скорость движения, которая должна подсказываться конструкцией инфраструктуры. Это и есть концепция безопасных «самопоясняющих» («self-explaining») дорог.

 

Вот мы и подошли к простой формуле предотвращения ДТП. Главная проблема безопасности дорожного движения, которая часто является причиной до 1/3 всех ДТП со смертельным исходом — слишком быстрая езда. То есть слишком большая и не подходящая для данных условий скорость движения.

 

 

 

 

 

Люди говорят

  • AvaK

    AvaK 15.12.2009 в 15:13 пишет

    Ну ну экономим на электроэнергии, зато тратимся на инвалидности, скорые помощи и больницы. Со скоростью тоже неодназначно, безопаснее всего стоять. При увелечении скорости потока, увеличивается пропускная способность магистрали. Количество автотранспорта растет, а следовательно вопрос о пропускной способности стоит остро. Есть вариант раширять проезжую часть, но ведь часто попросту некуда. Решение проблем аварийности кроется не в замедлении скоростей движения, а в убирании точек соприкосновения. Строить подземные, надземные пешеходные переходы. На крупных развяхках убирать перекрестки и строить эстакады. И освещать улицы, как угодно, чем угодно, но так чтобы при разрешенной максимальной скрости на данном участке водитель имел возможность увидеть заблаговременно препядтствие.

    P.S. Из личных ощущений, недавно вечером ехал по улице Клумова и не мог понять, какое-то странное чувство, что едется легко и ненапряжно, хоть там и разбитая дорога, машины припаркованый, а потом я понял, там наконец-то полностью были включеный фонари, и вся улица была как на ладони, и пешеходы выходящие из темного сквера были видны за 50-70 метров...а не с 20.

  • Худенький

    Худенький 15.12.2009 в 15:38 пишет

    я вот полагаю, что Гоголь был не совсем прав, говоря про две проблемы - дороги и дураки... получается так, что чем лучше качество дорог, тем больше ДТП, поскольку увеличивается скорость движения... и тут хоть прожекторами освещай - НЕ ПОМОЖЕТ... следовательно проблема исключительно в дураках :-))))

  • Максим Никитин

    Максим Никитин 20.12.2009 в 23:51 пишет

    Евгения, Вы ставите вопросы, но на них не отвечаете. Первый: "Казалось бы, да будет свет — проблема аварийности решится: жизнь человека бесценна, ее нельзя приравнивать к стоимости освещения города. Но все ли так однозначно?" Второй: "Так почему же не всегда работает простая формула предотвращения ДТП — видеть и быть увиденным?". Я так и не нашел в тексте ответов, хотя перечитал не раз. И даже между строк.

    Вы рассказываете о том, что переход из света в тьму хуже, чем переход и тьмы в свет. Не спорю. Но почему тогда просто не осветить все улицы? Ага, муниципалитет хочет экономить, несмотря на требования ГАИ - об этом в параграфе "Стандарты ЖКХ". Получается - вот он виновник-то. Тем более, что Вы сами заявили в первом вопросе: "...жизнь человека бесценна, ее нельзя приравнивать к стоимости освещения города...". А тут явно приравняли. Но уже в следующем параграфе оправдываете городские власти, рассказывая о совместных программах с Philips и "функциональном освещении". Далее Вы вводите термин "самопоясняющие дороги". О, это реально интересно. Но о них буквально три слова, никакой конкретики. А дальше следует сногсшибательный вывод о том, что, оказывается, во всех проблемах виноваты сами автомобилисты! Ах, какой свежий взгляд! Гениально!

    Давайте разовьем такую благодатную тему. Снимаем все уличное освещение вообще (мегаэкономия!!!), а максимальную скорость ограничим 20 км/ч. И еще ям накопать, чтобы уж точно не могли разогнаться. А чего? Раз сами не могут ограничить скорость, значит, заставим. И в подъездах давайте все лампочки повыкручиваем. Кто-то упал и нос расквасил? Ну, это полностью его проблемы: шел слишком быстро, ноги кривые, глаза не разул. Да и вообще, чегой-то он в темноте поперся, надо было дома сидеть... Изгаляться можно долго. Но это не конструктивно. Ровно как и тот вывод, к которому пришла Евгения. ИМХО. А жаль.

    P.S. "Self explaining roads" - это не только техническое обеспечение самих дорог, но и большая работа с людьми. Причем, как с водителями, так и с пешеходами. Например, в Нидерландах основной упор сделали именно на техническую сторону вопроса, а в Окленде поставили перед собой задачу выяснить, будет ли влиять снижение скорости и снижение количества аварий на изменение взаимоотношений "пешеход-водитель". Евгения, может, расскажете подробнее о всех этих «self explaining roads»?

Для того чтобы добавить свой комментарий, Вам необходимо авторизоваться, или зарегистрироваться