Правильный водитель



 запомнить | регистрация | забыли?


Курсы по вождению

1Индивидуальные и групповые, на автодроме с инструктором и в городе. По авторским методикам Юрия Краснова.

Новое!

Индивидуальный курс «Подготовка к экзаменам в ГАИ»

Свежее!

Курс индивидуальных занятий «Подготовка к городу»

Проверенное!

Групповые занятия по всем видам парковок

Ещё по теме

Новости проекта

Внутренняя игра в вождении автомобиля. Часть первая Как научиться управлять автомобилем быстро и без страха

 

Что такое Внутренняя Игра? 

 

В любой человеческой деятельности есть две арены: внешняя и внутренняя. Внешняя игра осуществляется на внешней арене, чтобы преодолеть внешние препятствия, чтобы достичь внешней цели. Внутренняя Игра осуществляется в пределах сознания Игрока и направлена против таких внутренних препятствий как опасение, неуверенность в себе, отсутствие концентрации и внутренние ограничения своих возможностей. Внутренняя Игра осуществляется, чтобы преодолеть наши внутренние препятствия, которые затрудняют нам использование нашего полного потенциала. 

 

 

Согласно этой формуле, успех игры (P) может быть увеличен или наращиванием «p» — потенциала, или уменьшением «i» — препятствий. 

 

Большинство из нас испытало дни, когда наши внутренние препятствия были минимальны. В спортивной области, на работе, за рулем или в некоторой творческой деятельности, мы имели моменты, в которых наши действия получались у нас с легким превосходством. Спортсмены назвали это состояние «игрой в зоне». В эти моменты наше сознание спокойно и сконцентрировано. Когда мы Там, мы превосходим других, мы учимся, и мы наслаждаемся. К сожалению, большинство из нас также испытало времена, когда все нам кажется трудным. С сознанием заполненным самокритикой, колебанием и неуверенностью, наши действия были неуклюжи, неправильно рассчитаны, и неэффективны (Я никогда не научусь водить машину, так и буду как дура глохнуть на каждом светофоре!). Очевидно, все мы предпочли бы иметь большее количество первых и меньшее количество вторых ситуаций. Все внешние игры отличаются, но Внутренняя Игра всегда одна и та же.

 

 

О чем начинающий водитель говорит сам с собой

 

Будем называть человека, который хочет научиться водить автомобиль (играть в теннис, готовить еду, знакомиться с девушками или любому другому делу) Игроком. Что происходит при этом в сознании игрока? Кто там с кем говорит? Большинство начинающих водителей постоянно говорят с собой за рулем. «Переключи передачу». «Притормози». «Посмотри в зеркала». «Поверни». Команды идут бесконечно. Ситуация на дороге меняется, а за ней — следующий поток слов: «Ты неуклюжая корова, твоя бабушка водит лучше». Кто же, и с кем говорит? «Я говорю сам с собой», ответит большинство людей. Но кто же эти Я и Сам. Ясно, что это разные субъекты, в противном случае, не было бы разговора. Таким образом, можно сказать, что внутри нас две личности. Одна, Я, говорит что делать, другая — Сам, похоже, что выполняет инструкции. Затем Я опять вступает с оценкой результата. Для простоты, назовем говорящего — Я1, а исполнителя — Я2.

 

Род отношений между Я1 и Я2 является ведущим фактором в определении способности человека транслировать свои знания техники в эффективные действия.

 

Другими словами, ключ к лучшему вождению (и всему на свете) лежит в улучшении отношений между Говорящим Сознанием — Я1, и Врожденными Способностями — Я2. Представьте, что существуют две независимые личности — Я1 и Я2. Как бы вы характеризовали их отношения после следующего разговора. Водитель пытается добиться улучшения техники трогания. «Давай, черт тебя подери, убирай свою дурацкую ногу плавно», приказывает он. И каждый раз, когда машина дергается, он напоминает «Плавнее, плавнее»! Как же, при этом, должен себя чувствовать Я2?!  Я1 кажется, что Я2 плохо слышит, или у него короткая память, или он глуп? Ни в коем случае! Я2, включающее в себя бессознательное и управление нервной системой, хорошо слышит, ничего не забывает, и еще вопрос, кто умнее. Вам стоит один раз сделать правильно, оно навсегда запомнит, как передать правильное управление к каждому мускулу. Так оно устроено от природы.

 

 

Следует ли излишне стараться

 

Пробовали ли вы посмотреть на выражение лица водителя, старающегося выполнить все инструкции, накопленные в автошколе? Мышцы его лица затвердели, губы поджаты. Состояние, изображающее предельную концентрацию. Кто инициатор этого состояния? Я1, конечно. Но почему? Ведь он говорит — не делает. Но создается впечатление, что он не доверяет Я2 делать его работу. Будто бы Я2 не способен сделать её самостоятельно. 

 

 

Суть проблемы

 

Я1 не доверяет Я2, как будто не в Я2 сосредоточен весь наработанный вами потенциал, и не оно куда более компетентно в управлении каждым мускулом чем Я1. Но вернемся к нашему Игроку. Его мускулы зажаты в сверхусилиях, и при контакте с педалью небольшой рывок ногой приводит к тому, что машина резко «клюет носом». «Тупая задница, ты никогда не сможешь отпустить плавно», констатирует Я1. Но именно Я1 своим контролем и старанием приводит к рассогласованию в работе мышц и, в конечном счете, к ошибке. В нем источник ошибок, но оно продолжает обвинять Я2, подрывая его способность воспроизвести правильное движение.

 

В результате — стоим на каждом светофоре, нарастает раздражение и разочарование.

 

Но разве нам не твердили с детства, что только упорным трудом можно достичь чего-то в жизни? Почему же так удручающе выглядит ваша езда, когда вы слишком стараетесь за рулем? Может быть лучше меньше «стараться»? Раскроем этот кажущийся парадокс, рассмотрев следующий пример.

 

Однажды я общалась с одной знакомой. Она как раз училась в автошколе и уже отчаялась в своих способностях и собиралась бросить это дело.  «Я очень плохо координирована. Я никогда не смогу водить машину и ездить сама на дачу». Когда я спросила, в чем её проблема, она сказала, что глохнет на каждом светофоре.

 

Я тогда уже закончила обучение коучингу и решила попробовать с ней метод обучения, придуманный основателем коучинга Тимом Гэллуэем и уже опробованный мной на спортсменах. Я предложила ей поставить эксперимент. Далее я попросила её сосредоточиться не на технике трогания, а во время работы ног на педалях пытаться определить расстояние в сантиметрах, на которое поднимаются-опускаются педали до тех пор, пока автомобиль не тронется с места. «Пусть вас не заботит как Вы тронетесь, позвольте педалям самим нажиматься и будь, что будет». Знакомая выглядела более расслабленной. Результат был 5 из 7ми не заглохнув! Я спросила знакомую, какая мысль промелькнула у неё в голове во время последнего движения. «Я подумала, что я смогу водить», сказала она. Она была права. Она стала осознавать разницу между «старанием», вотчиной Я1, и усилием, энергией Я2. Её Я1 даже стало доверять Я2, ей удалось объединить их усилия.

 

 

Расслабленная концентрация

 

Искусство этого ментального объединения включает в себя познание нескольких ментальных «искусств»:

 

1. Необходимо научиться ясно представлять,  чего Вы желаете достичь (а не чего Вы хотите избежать);

 

2. Научиться доверять Я2, действуя методом проб и ошибок; 

 

3. Неоценочное осознание — научиться анализировать свои действия не критически  — не оценивать хорошо это или плохо, а рассматривать просто как факт происшедшего с вами (это избавит вас от искушения излишнего старания и его следствия — излишней зажатости).

 

4. Первый выбор в обучении должен быть предоставлен ученику, т.е. он сам должен определить, что он хочет улучшить в первую очередь.

 

Все перечисленное выше — необходимые компоненты главного мастерства — искусства расслабленной концентрации.

 

Продолжение следует…

 

 

 

 

 

Люди говорят

  • Максим Никитин

    Максим Никитин 03.09.2009 в 22:50 пишет

    Знаете, мне кажется, если переборщить с такой вот "расслабленной концентрацией", то легко переметнуться в другую крайность, когда человек считает себя идеальным и просто не видит, что можно исправить. Я попытался примерить на себя приведенные примеры и понял, что да, действительно, есть Я1 и Я2. Но, на мой взгляд, именно эта борьба и является внутренним стимулом для саморазвития, самосовершенствования. Нет?

  • Юрий Краснов

    Юрий Краснов 04.09.2009 в 11:08 пишет

    Прочитав статью и первый пост пришли мысли:

    1. Вспомнил мультик про зайца, который приставал ко все подряд и учил всех, как
    плавать (щученка), как строить плотину (бобра). И вот он пристал к гусенице с
    вопросом: "Ты с какой ноги начинаешь идти, какая потом, какая за той,
    потом за этой?" Гусеница задумалась и поломала все ноги.
    У людей тоже так. Бездумно делаешь все получается. Начинаешь думать над движениями - все наперекосяк.

    2.В автошколе инструктор и берет на себя роль Я1, и очень часто начинается
    "втаптывание в грязь" и "сравнивание с землей" самооценки курсанта.
    Очень полезная информация для обучающих. Инструкторам нужно научиться
    анализировать действия курсанта не критически — не оценивать хорошо это
    или плохо, а рассматривать просто как факт происшедшего с курсантом (это избавит
    курсанта от искушения излишнего старания и его следствия — излишней зажатости).
    Заглох? Уже двадцатый раз? Ну и х**н с ним. Еще Столько же сделаешь и получиться!
    Важнее найти способ объяснения.

    3. По поводу крайностей. Данная информация - это помошь начинающему или тому,
    у кого что-то не получается. И в таком состоянии человек не будет зазнаваться.

  • Fisher

    Fisher 04.09.2009 в 11:47 пишет

    Всё верно сказано. Помню еще в школе проблемы были со сборкой/разборкой автоматат Калашникова. Пока не остался после занятий, не позанимался полчаса с автоматом под руководством друга - не мог сдать норматив. Только практикой можно довести действия до автоматизма.
    Тоже самое мне кажется и с управлением автомобиля. Умение достигается практикой, главное уметь анализировать ошибки и делать правильные выборы. Хорошо, когда опытный инстуктор в автошколе подскажет , расскажет основы, чтобы потом Вам было легче.

    Единственное,

  • Наталья Малая

    Наталья Малая 04.09.2009 в 11:45 пишет

    Соверешнно верно, Юрий:) Делать бездумно и всё получается можно только если ты уже умеешь, научился то есть. А если ещё не умеешь, то считать себя идеальным невозможно (если у вас нет серьезных психических отклонений:). Да, для инструкторов. Этому методу я обучаю и спортсменов, и, особенно, тренеров, только последние как раз часто считают себя идеальными и отказываются от обучения. Потому, наверное наш спорт пока на таком уровне. Инструкторам это было бы очнь полезно, вернее их курсантам.
    Максим, мнение сихолога: стимулом для развития служит желание достичь цели, получить нечто (умение, качество, предмет, признание и т.д.), а борьба критичной оценки и самооценки с творческим потециалом очень сильно ограничивает и угнетает этот самый творческий порыв и развитие, соответственно, т.е. мешает. По опыту работы с людьми - сильно мешает. Почитайте, пожалуйста, продолжение - будет понятней.

  • Fisher

    Fisher 04.09.2009 в 12:00 пишет

    Перефразируя на народный язык, я так понимаю сказанное (где-то слышал, наверно, из религии):
    Если ты несешь отрицательную энергию для достижения цели(злость, ненависть, зависть, все тебе мешают, не дают что-то сделать и т.д., ты зол на мир при этом), то достичь высоких результатов будет практически невозможно.
    Совсем другое, когда твои намерения несут положительные эмоции (доброту, искреннюю помощь, работу над собой, даже хорошие мысли помогают), то есть все предпосылки достичь сверх показателей.
    Наверно, как то сумбурно получилось написать, не знаю, понятно ли.


    Что касается наших инструкторов и тренеров, их достижений, то чтобы что-то получилось, нужна соответсвующая среда развития (конкуренция, уровень спорта).
    Сам был спортсменом и знаю, что когда играешь с сильным противником, проигрываешь ему, то учишься гораздо быстрее и уровень твой растет. сам по себе от этого. Нельзя только полагаться на личность, а это то, что у нас сейчас происходит...

  • Наталья Малая

    Наталья Малая 04.09.2009 в 12:17 пишет

    Сказно:когда играешь с сильным противником, проигрываешь ему, то учишься гораздо быстрее и уровень твой растет. сам по себе от этого
    Мнение психолога: даже если есть условия, т.е., наример, сильный соперник, научится ли спортсмен после этой игры, зависит от многих параметров. Если спортсмен уже имеет опыт и интеллект средний и выше, то научится, а если опыта мало и интеллект ниже, то он часто не понимает в чем конкретно была ошибка, особенно в сложных игровых видах спорта. Вот тут роль тренера вместо "Куда бьёшь, придурок" дать неоценочную характеристику ошибке и поставить задачу, исправляющую ошибку, а в идеале так задать вопрос сортсмену, чтоб он сам ошибку нашел и ресурс для ее исправления тоже, тогда учиться будет быстро. Но очень много наших тренеров ограничиваются только унижающей критикой. Какая тут учеба.

  • Fisher

    Fisher 04.09.2009 в 12:30 пишет

    Всё верно. Если дело касается новичков, то кричать на них нет смысла никакого, надо, наоборот, успокаивать и открывать горизонты. Как в школе первоклассникам не ставить двойки, чтобы интерес не пропал к учебе :)

    Еще хочу добавить, что достижение высоких результатов практически невозможно без психолога. В ответственные моменты психология имеет наивысшее значение. А тренер действительно необходим, чтобы сделать подсказку, потому как со стороны ошибки видны лучше.

  • Наталья Малая

    Наталья Малая 04.09.2009 в 22:03 пишет

    Очень приятно, fisher, слышать о понимании пользы психологии:) ведь в период того, когда мы новички, всё и определяется - сможем - не сможем, научимся - не научимся. Потом по накатанной. Так что вот...

  • Fisher

    Fisher 07.09.2009 в 18:00 пишет

    Да, в подтверждении, надо будет собраться к Вам на консультацию, время найти. Никогда не общался с живым психологом, даже интересно.

  • Наталья Малая

    Наталья Малая 07.09.2009 в 18:29 пишет

    Приходите, буду рада:) До конца недели бесплатно:)

  • img

    Михаил 08.09.2009 в 11:43 пишет

    Неужели Я1 и Я2 действительно проще, чем Я и САМ?
    Ну а формула успеха вообще смешно выглядит :)
    А в общем - все, что психологи говорят многими умными словами, обычно можно сказать просто и коротко: будь уверен в себе, не злись, пробуй и не бойся учиться - и все получится. Зачем тут всякие Я1 и Я2?..
    P.S.
    Фрейд говорил, что считает Эйнштейна счастливчиком, потому что не
    сведущие в физике люди не осмеливаются судить о его работе, в то время как о
    работах Фрейда судит каждый, независимо от того, знаком ли он с психологией.

  • Наталья Малая

    Наталья Малая 08.09.2009 в 12:24 пишет

    Сказано: Неужели Я1 и Я2 действительно проще, чем Я и САМ?
    Ну а формула успеха вообще смешно выглядит :)
    А в общем - все, что психологи говорят многими умными словами, обычно можно сказать просто и коротко: будь уверен в себе, не злись, пробуй и не бойся учиться - и все получится. Зачем тут всякие Я1 и Я2?..

    1. Термины Я1 и Я2 взяты у автора. Это мой пересказ, но не моя идея, потому менять некорректно.
    2. Уточните, пожалуйста, что конкретно Вас рассмешило в формуле? Очень интересно, потому что мной на практике уже на многих клиентах проверена её эффективность.
    3. Скажите пожалуйста, какие слова в этой статье являются для Вас слишком умными, чтобы быть непонятными?
    4. Слышали пословицу "сколько ни говори "сахар", во рту слаще не станет"? Так вот и человеку сколько ни говори "будь уверен в себе", он от этих слов увереннее не становится и бояться не перестаёт, и даже пробовать не пытается. Что делать? Вот и придумывают психологи, и не только они, методы, которыми можно быстрее помочь человеку приобрести уверенность в себе.
    5. И ещё вопрос. Причем тут дедушка Фрейд?

  • img

    Михаил 08.09.2009 в 12:33 пишет

    2. как математика, как минимум, ее претензия называться формулой. если я вижу формулу, я сразу хочу видеть ее доказательство. почему именно p - i, а не, например, 2*p - 5*i? в каких единицах измерены p, i и P? возможно ли вообще измерять p и i в таких единицах, чтобы результаты измерений можно было складывать, получая при этом единицы измерения P? ну и т.д.
    3. все понятнои и даже верно, но слишком много слов, по-моему.
    4. при том, что я отлично понимаю, что не имею права судить о работе психолога, не разбираясь в психологии. по крайней мере, пока никакой психолог на мне не попрактикуется.

  • Наталья Малая

    Наталья Малая 08.09.2009 в 13:00 пишет

    В молодости я закончила ФПМ БГУ, так что как математик математику: Формула определяется как комбинация математических знаков, выражающая какое-нибудь утверждение. Пока противоречий нет. Некоторые формулы верны, но не доказаны (теорема Ферма, например). Эта формула подтверждается. Формула проверена мной в научном исследовании, проведенном на спортсменах и доказана при помощи статистического анализа (непараметрическим методом Вилкоксона). Если бы точно были известны единицы измерения таких сложных, самоорганизующихся, быстро изменяющихся человеческих факторов, то, поверьте, мы бы уже хорошо жили. Хотя единицы есть, но если я еще и это буду писать, то умных и совершенно непонятных слов будет много и большинству людей читать будет точно не интересно.

  • img

    Михаил 08.09.2009 в 13:04 пишет

    В молодости я закончила ФПМ БГУ
    +1 :)

  • Наталья Малая

    Наталья Малая 08.09.2009 в 13:00 пишет

    В молодости я закончила ФПМ БГУ, так что как математик математику: Формула определяется как комбинация математических знаков, выражающая какое-нибудь утверждение. Пока противоречий нет. Некоторые формулы верны, но не доказаны (теорема Ферма, например). Эта формула подтверждается. Формула проверена мной в научном исследовании, проведенном на спортсменах и доказана при помощи статистического анализа (непараметрическим методом Вилкоксона). Если бы точно были известны единицы измерения таких сложных, самоорганизующихся, быстро изменяющихся человеческих факторов, то, поверьте, мы бы уже хорошо жили. Хотя единицы есть, но если я еще и это буду писать, то умных и совершенно непонятных слов будет много и большинству людей читать будет точно не интересно.

  • Юрий Краснов

    Юрий Краснов 08.09.2009 в 18:05 пишет

    Может не в молодости, а в юности?!:)

  • Наталья Малая

    Наталья Малая 09.09.2009 в 14:34 пишет

    Просто в возрастной периодизации, принятой в психологии, мой возраст к периоду молодости уже не отностится. Ну а в обычном понимании я очень даже...:)

  • Юрий Краснов

    Юрий Краснов 10.09.2009 в 09:29 пишет

    Я бы сказал даже ОГО-ГО!!!:)))
    А можно всю возрастную периодизацию посмотреть, принятую в психологии?

  • Наталья Малая

    Наталья Малая 10.09.2009 в 14:42 пишет

    Сюда выкладывать не буду - не в тему, а при личной встрече пожалуйста:)

Для того чтобы добавить свой комментарий, Вам необходимо авторизоваться, или зарегистрироваться