Правильный водитель



 запомнить | регистрация | забыли?


Курсы по вождению

1Индивидуальные и групповые, на автодроме с инструктором и в городе. По авторским методикам Юрия Краснова.

Новое!

Индивидуальный курс «Подготовка к экзаменам в ГАИ»

Свежее!

Курс индивидуальных занятий «Подготовка к городу»

Проверенное!

Групповые занятия по всем видам парковок

Ещё по теме

Новости проекта

Причины агрессии за рулем Куда прешься, лох! Или что на самом деле скрывается за агрессивным поведением за рулем

Представьте себе картинку: идет человек по оживленному тротуару, вокруг него много людей, движущихся рядом и навстречу. Кто-то торопится и обходит, кто-то случайно задевает плечом. А человек вслух громко сердится на каждого встречного: «куда прёшь?», «а ты, «чайник», совсем ходить не умеешь?», «вот козёл, кто так ходит». Если бы Вы такого человека увидели, что подумали бы? Конечно, Вы бы подумали, что у него «не все дома». Почему же большинство из нас, находясь за рулем авто, так бурно реагируют на попутчиков? Психологическая наука давно доказала, что причины любого нашего поведения зависят только от нас — нашей точки зрения на ситуацию, особенностей характера и воспитания, нажитых комплексов и страхов. Наших, а не каких-то там «чайников».

 

Когда мы находимся на дороге внутри автомобиля, то мы как бы одновременно находимся во взаимодействии с другими водителями, т.е. в компании, и в то же время наедине с собой, под иллюзорной защитой своего кузова. Тут надо понимать, что прилюдно мы ведем себя по-особенному. Нас заботит то, что о нас подумают другие, мы словно надеваем маски, под которыми прячем себя настоящих. В машине носить маску смысла нет. Вот тут и раскрывается во всей красе характер владельца.

 

Чтобы избавиться от этой дурной привычки — испытывать гнев, ведя машину, нужно сначала разобраться, каковы основные причины агрессии. В психологии свои законы: изменить можно только то, что осознал.

 

 

Всю свою жизнь человек самоутверждается (это одна из базовых потребностей).

Сделать это можно двумя способами. Первый способ — это самоутверждение за счет собственного роста и развития. Эти люди заняты собой. Они постоянно чего-то добиваются и совершенствуются. В работе, хобби, в собственной семье. Кто-то ступает на следующую ступень в профессиональной карьере, кто-то осваивает новые танцевальные па или асаны йоги, учится готовить сложные блюда, совершенствует своё тело в спортзале, оттачивает броски по кольцу, пишет новую книгу… Список можно продолжать до бесконечности. Главное, что энергия расходуется с пользой и на благие дела.

 

Способ второй — самоутверждаться за счет унижения других («Ну раз уж себя поднимать не удается, так хоть другого опущу. А там, глядишь, на его фоне солидно выглядеть буду»). Саморазвитие — процесс сложный, требует душевных и духовных затрат. Лень. Потому обычные отговорки  таких людей — «нет времени» или «я уже сделал всё, что мог» (что невозможно, т.к. совершенству нет предела). И всё бы ничего, но бессознательная неудовлетворенность собой и зависть к успеху других раздражают и злят. Выбрасывать эту злость на дороге очень удобно, ведь от ответной агрессии защищает корпус автомобиля. Особенно приятно ненавидеть водителей дорогих иномарок («Понакупали тут, а ездить не умеют!»).

 

 

Правила социального поведения предписывают сдержанность в проявлении эмоций.

А тем временем, напряжение накапливается и в один прекрасный день требует выхода. Можно, конечно, «отработать» агрессию на своих домашних, и многие это с удовольствием делают. Либо же использовать для этих целей автомобиль:  выбросить накопившееся недовольство в виде потока агрессии и ругательств на «чайников», «козлов» и иже с ними — избавляясь, таким образом, от стресса и давая выход своим эмоциям. Тем боле, что многие так мало бывают у себя в квартире, что машина для них — чуть ли не единственное место, где они чувствуют себя комфортно и естественно.

 

 

Некоторые люди привыкли перекладывать ответственность за всё происходящее вокруг них на других.

Их очень легко узнать. Постоянное недовольство близкими, соседями, коллегами, политиками, погодой и обвинения в их адрес. Эти люди  часто на кого-либо или что-либо обижены. И дорога — не исключение. Там тоже все виноваты.

 

 

Новички подражают «умелым» водителям.

Если агрессивное поведение на дороге демонстрирует новичок, то, скорее всего, так он подражает умелому водителю либо борется со страхом вождения. Эдакая компенсация. Ругая окружающих водителей, перестаёшь на время думать о собственном страхе. Сложно сказать, насколько этот способ  эффективен. Может сработать, а может и нет.

 

 

Некоторым из нас не очень повезло с воспитанием.

Одних в детстве мало любили, ругали за всё подряд. Другим, наоборот, всё позволяли, хвалили даже там, где хвалить не за что. Вести себя на дороге оба будут одинаково агрессивно. Первые — из-за того, что с детства Мир к ним недоброжелателен и агрессивен, и они ему платят тем же. Вторые — из-за того, что с детства считали, что Мир принадлежит только им, и все в этом Мире им подчиняются и угождают. Даже став взрослыми, они не хотят отказываться от этой мысли и проявляют агрессию в адрес каждого, кто хоть как-то становится у них на пути. В том числе на пути их автомобиля. У обоих, выражаясь психологическим языком, нарушена потребность в безопасности, нет четкого понимания о том, что хорошо, а что плохо в этом самом Мире — не объяснили в детстве.

 

Такие люди часто не уверены в себе и в большинстве своем останавливают свой выбор на больших автомобилях. Машина для них представляет собой разновидность частного защищенного пространства (эдакий небольшой уютный танк), возвращая своим владельцам утраченное чувство безопасности и безнаказанности. Помимо этого, такие люди часто отдают предпочтение крупным внедорожникам — в них особенно легко вообразить, что никакие внешние проблемы не могут тебя затронуть.

 

Этими же качествами обзаводятся люди после длительного пребывания в атмосфере лести и исключительного социального положения. Некоторые начинают верить в то, что исключительным является не только их положение, но и они сами.

 

 

Но это всё, конечно, не про Вас.

Это лишь для того, чтобы Вы понимали, что те, кто проявляет в отношении Вас агрессию на дороге, заслуживают больше сочувствия и понимания. Поймите, простите и спокойно продолжайте свой путь.

 

То, что человек вообще решается получить права и водить автомобиль является признаком взрослости. У тех, кто говорит о страхе перед вождением или нехватке времени на обучение, причиной, скорее всего, будет страх перед необходимостью самостоятельно принимать решения (а их на дороге может быть до десятков в минуту) и той ответственностью за эти решения, которую накладывает на нас вождение автомобиля. Ведь цена ответственности высока — здоровье и жизнь.

 

Счастливого пути!

 

 

 

 

 

Люди говорят

  • Fisher

    Fisher 07.09.2009 в 18:27 пишет

    Мне кажется, что рано или поздно любому человеку приходиться выплескивать накопившуюся агрессию наружу. Просто потому, что если всё держать в себе, то можно сойти с ума. Особенно тяжело людям в городах, где большая плотность населения, где постоянно приходиться сталкиваться с раздражителями, в транспорте, на улице и т.д. И каждый вырабатывает со временем свои способы для снятия стресса, а они зачастую зависят от воспитанности/образованности каждого конкретного индивидуума.

    Кто-то ходит в церковь, молится, исповедуется и тем самым избавляется от стресса, кто-то выезжает в лес и кричит во всё горло, кстати, очень сильно помогает, проверено, кто-то занимается йогой, или ходит в бассейн, подвергает себя физическим нагрузкам.
    Ну, а кто-то материться, упрекает/конфликтует с родными и близкими, перекладывает ответственность на другого.

    Поэтому думается, что агрессия за рулем, - это просто катализатор накопленных ранее проблем. Сам замечал, когда вечером едешь уставший, то раздражительность повышенная, просто из-за того, что сам делаешь ошибки надороге, ну и другие тоже, также в следствие усталости.
    В то время, как по утрам, практически ничего не раздражает, разве, что пробки на дорогах.

  • Наталья Малая

    Наталья Малая 07.09.2009 в 18:52 пишет

    Сказано: Поэтому думается, что агрессия за рулем, - это просто катализатор накопленных ранее проблем.
    Всё точно. Поэтому надо учиться проблемы и напряжение не накапливать, а разрешать сразу по мере поступления. Это залог здоровья - психического и физического:)

  • Дмитрий Болашев

    Дмитрий Болашев 08.09.2009 в 08:58 пишет

    Может, именно поэтому некоторые ругаются за рулем? Выругаться - это ведь тоже своего рода разгрузка?

  • Fisher

    Fisher 08.09.2009 в 10:16 пишет

    Конечно разгрузка, да еще какая.
    Просто ругаться надо так, чтобы никто не слышал :).

    Это как в воспитании ребенка - на ребенека кричать нельзя, но иногда так хочется :), поэтому психологи рекомендуют кричать про себя, знаете, подойти так к окошку, отойти в сторонку и про себя всё высказать (поматериться, покричать, кому что нравится), потом легче становится заметно.
    У каждого свои инструменты для снятия стресса, но есть общие рекомендации, вот психологи и подскажут способы :), если сами не знаете

  • Smart Lynx

    Smart Lynx 08.09.2009 в 17:05 пишет

    покажите мне этого псхихолога, что толкает вас на подобные проблемы со здоровьем. Никогда не поступайте таким образом: все что "про себя", в вас же и останется. А накопиться - выльется в болячки. Напряжение нужно снимать. Только цивилизованными методами. А еще лучше, научиться его не создавать. НО это высший пилотаж и только под присмотром психолога. У всех это индивидуально.

  • Наталья Малая

    Наталья Малая 08.09.2009 в 12:00 пишет

    Да, сброс напряжения - одна из причин (в статье описано несколько) агрессивного поведения за рулем. Но даже в этом случае здесь важно рассматривать несколько параметров. Важно количество напряжения, т.е. тот набор ситуаций, который вызывает раздражение (напрягает). Если их слишком много, то выбрасывай - не навыбрасываешься. Здесь уже надо менять установки, т.е. пересмотреть тот набор правил и убеждений, который Вы накопили за жизнь. Скорее всего многие из них не Ваши или ...ну, там много нюансов. Надо повыбрасывать некоторые, а некоторые скорректировать. Это не очень просто и не очень быстро, зато эффективно. Еще причиной может быть неспособность выражать эмоции там, где они должны выражаться естественным образом. Тогда мы их выражаем абы где и абы как. Вобщем много есть причин. Всё индивидуально.

  • Smart Lynx

    Smart Lynx 08.09.2009 в 17:03 пишет

    могу привести пару-тройку альтернатив подобной разгрузке. Вам понравится:)

  • Юрий Краснов

    Юрий Краснов 08.09.2009 в 15:33 пишет

    Смена установок или привычек - не такое уж и сложное дело. Нужно только захотеть, а перед эьтм понять для чего тебе это нужно.
    Пример первый. Все говорят "НЕТУ". Это просторечное выражение,
    но его нельзя говорить на камеру. Пару раз жена сделала мне замечание. И я решил исправиться.
    Буквально за месяц я исправился. Постоянно просто так повторял это слово и
    теперь я всегда говорю "НЕТ", а ни "НЕТУ".
    Пример второй. Раньше всегда ругался за рулем. Потом (года три-четыре назад) понял, что так нельзя. И стал пытаться спокойнее относиться к другим водителям. Честно скажу теперь меня практически
    ничто и никто не раздражает. К оговорке "практически" я отношу те моменты, когда
    выплывают наружу остатки былого поведения. Но могу сказать точно, когда я спокоен, мне приятно

  • Наталья Малая

    Наталья Малая 08.09.2009 в 16:25 пишет

    Понимаете, Юрий, Вам не сложно как раз потому, что нет установки "сложно":) Вы открыты для нового - большинство очень консервативны. В Вас есть "движуха" - редкое качество. А еще, представьте себе, очень многие не могут себе ответить на этот вопрос - Зачем? Это очень трудный вопрос. Ключевой.

  • Smart Lynx

    Smart Lynx 08.09.2009 в 17:02 пишет

    цепочка простая: осознание - контроль - искоренение старой привычки - замена на новое действие. Сначала тяжело, но со временем все легче и легче.
    Юрий, тогда давайте в ваш список добавим еще одно словечко, которое так любят использовать автомобилисты: "СЮДОЙ" и "ТУДОЙ". Проезжайте, девушка, сюдой.
    Правильно говорить "СЮДА" и "ТУДА".
    Мы ж образовательный проект!

  • Наталья Малая

    Наталья Малая 09.09.2009 в 10:06 пишет

    Точно, осознание. Оно как раз и приходит после ответа на вопрос "Зачем?". Только часто людям не нравится то, что они слышат в своём собственном ответе. Потом этап принятия того, что в себе "нарыли". Самый сложный этап. Ответы не всегда приятные. После принятия принимается решение об изменениях. Иногда до этого не доходит:)
    По поводу "тудой". Я сознаю, что моё мнение идет вразрез с равилами русского языка, но мне нравится это слово. Дело в том, что "туда" означает конечную точку пути, а "тудой" - это сам путь, траектория. Разные вещи. На камеру бы не стала, а в жизни использую:)

  • Stinger

    Stinger 09.09.2009 в 17:49 пишет

    -->Дело в том, что "туда" означает конечную точку пути, а "тудой" - это сам путь, траектория.

    Именно из-за этого смысла еще в школе после замечания учительницы по русскому языку я стал говорить не "тудой, сюдой", а "через сюда, через туда" ей назло. Больше докопаться она не смогла, сейчас все равно говорю "тудой", но иногда смеха ради и "через туда"))

  • Smart Lynx

    Smart Lynx 10.09.2009 в 08:11 пишет

    да не вопрос:) В конце концов что нам мешает надевать польта и пинжаки, есть тортЫ, вешать ключи на брелки?

  • Наталья Малая

    Наталья Малая 10.09.2009 в 17:14 пишет

    В Ваших примерах ошибки: склонения, ударения, орфографии, а тут нечто иное, имхо. Использование несуществующего слова, другая смысловая нагрузка, лексика, что ли.

  • Юрий Краснов

    Юрий Краснов 08.09.2009 в 17:49 пишет

    Smart Lynx, говоря: "Юрий, тогда давайте в ваш список добавим еще одно словечко, которое так любят использовать автомобилисты: "СЮДОЙ" и "ТУДОЙ". Проезжайте, девушка, сюдой.
    Правильно говорить "СЮДА" и "ТУДА".", Вы имели ввиду, что я так говорю???
    Или для сведения всем?

  • Smart Lynx

    Smart Lynx 10.09.2009 в 08:07 пишет

    нет, Юрий - я же четко обозначила, "словечко, которое так любят использовать автомобилисты". Я несколько раз спрашивала маршрут, и столько же раз слышала "проедьте тудой".

  • Юрий Краснов

    Юрий Краснов 10.09.2009 в 08:58 пишет

    Я полагаю, что просто происходит слияние русских и белорусских слов.
    В белорусском есть слова ТУДЫ и СЮДЫ, поэтому наши белорусы, говоря по русски,
    не могут отойти от белоруского произношения.
    И еще пример. Слово СПОЙМАТЬ. В русском есть слово ПОЙМАТЬ, а в белорусском
    "ЗЛАВIЦЬ". Вот эти слова и слились.

  • Lena

    Lena 10.09.2009 в 22:53 пишет

    ОГО! сказали русские люди! Да тут прям настоящий лингвистический консилиум :) Любая кафедра филфака позавидует. Вношу предложение:продвигать в массы новое обозначение направлений 'через туда' и 'через сюда', смысла может и немного, нохоть посмеемся ;)

Для того чтобы добавить свой комментарий, Вам необходимо авторизоваться, или зарегистрироваться